Психообразование

Информационные материалы по безопасному применению лекарственных препаратов

Что должен знать пациент, получающий лечение нейролептиками?

В отношениях врача-психиатра и его пациентов важно достижение взаимопонимания в отношении приема нейролептиков, взаимное понимание целей и задач, которые преследует лекарственная терапия. Достижению этого взаимопонимания мешают мифы, которые кочуют из уст в уста среди пациентов психиатрических клиник. И очень печально, что именно этой информации (непроверенной, ничем не обоснованной) иногда доверия больше, чем объяснениям квалифицированного специалиста. На этой странице врачи-психиатры пытаются изменить ситуацию и развеять эти мифы.

МИФ 1: Нейролептики вызывают зависимость и при этом назначаются пожизненно.

Нейролептики действительно должны приниматься длительное время, так как прием грамотно подобранного лечения позволяет облегчить состояние, снимая проявления болезни и душевные переживания, обусловленные ею. При прекращении лечения болезненные симптомы часто возвращаются. Многие пациенты тем не менее настроены «против» использования нейролептиков. Однако больные сахарным диабетом пожизненно принимают инсулин, больные ревматоидным артритом пожизненно принимают противовоспалительные препараты. И это не вызывает никаких сомнений, страхов и пересудов. Такая же ситуация и в нашем случае. Нельзя самовольно прекращать прием терапии, назначенной врачом. Иначе неизбежны вновь обострения, повторные госпитализации.

 

МИФ 2: Нейролептики приносят мучения и не приносят пользы.

О том, какую пользу приносят лекарства, рассказано выше. А теперь – о мучениях. Да, при приеме некоторых нейролептиков возникают нежелательные побочные эффект; но, возвращаясь к примеру из общей медицины: у больного, принимающего противовоспалительные средства, могут возникать неприятные ощущения в желудке; больные, принимающие гормональную терапию по поводу опухолевых заболеваний, прибавляют в весе. И таких примеров множество. В психиатрии существуют средства, позволяющие облегчить состояние пациента, снимая побочное влияние нейролептиков (так называемые корректоры). Необходимо лишь вовремя пациенту сообщить врачу о своем самочувствии, чтобы врач назначил эти лекарства. Кроме того, в век научно-технического прогресса в психиатрии созданы новые нейролептики, которые называются атипичными. Эти препараты обладают высокой эффективностью, но практически не оказывают побочных нежелательных явлений и легче переносятся пациентом. К ним относятся рисполепт, зипрекса, солиан, сероквель, абилифай. Но лишь врач может решить целесообразность назначения этого лекарства в каждом конкретном случае.

 

МИФ 3: Нейролептики назначаются в качестве наказания.

Чаще всего никто (за исключением ваших близких) не относится к вам с таким же пониманием и терпением как психиатр. Врачебный кодекс чести не позволяет наказывать за болезнь. И не вина врача в том, что прием таблеток и уколов бывает болезненным и неприятным. Давайте справляться с этим вместе!

 

МИФ 4: Психиатр все равно не заметит, если я не буду принимать лекарство.

Остается большой проблемой то факт, что не признавая у себя наличия болезненных расстройств, многие пациенты пытаются обмануть медицинский персонал, пряча таблетки под язык и складируя их под матрацем. Этим вы обманываете не врача, а самого себя, так как опытный психиатр все равно заметит отсутствие действия лекарства. Тогда единственный выход – назначение инъекций, так как отказ от приема терапии приводит к усилению болезненных проявлений.

Вот наиболее важные предрассудки, преодоление которых наладит взаимопонимание врача-психиатра и пациента. Будьте откровенны со своим лечащим врачом и тогда совместными усилиями добьемся успеха!

Что делать, если я принимаю нейролептики?

1. Четко следовать назначению врача!

2. Подробно рассказывать врачу об изменении своего состояния под влиянием лекарства. Врач оценит, правильно ли действует препарат, и при необходимости сменит его или поменяет дозу.

 

3. Если Вы чувствуете, что при приеме лекарства у Вас кружится голова, возникают слабость, недомогание, спазмы в мышцах, скованность в движениях, повышенное слюнотечение, непреодолимое желание двигаться, беспокойство, тревога – немедленно сообщите об этом лечащему врачу. Это может быть побочное влияние лекарства, которое можно избежать, назначив дополнительные средства или сменив препарат.

 

 

4. Будьте осторожнее при резких изменениях положения тела. Если Вы лежите, не вставайте быстро. Сначала сядьте в постели и через некоторое время медленно вставайте.

 

 

 

5. Принимая таблетки – запивайте их большим количеством воды. Таким образом, лекарство быстрее растворяется и оказывает меньше раздражающего действия на желудочно-кишечный тракт.

 

 

 

6. Получая инъекции – больше, чем обычно, следите за чистотой тела (чтобы не занести инфекцию), при образовании уплотнений в мышцах сообщите врачу. Если есть возможность, то врач отменит инъекции или назначит дополнительные процедуры для улучшения состояния.

В помощь родственникам:

« Врач должен употреблять в дело все,

что необходимо, но и больной, и окружающие,

и все внешние обстоятельства должны

способствовать врачу и его деятельности»

( Гиппократ)

Нередко человек, у которого развивается душевное страдание, не может в полной мере оценить свое состояние. И чем больше эта способность утрачена, тем сложнее становится процесс терапии. Именно поэтому так важно правильное поведение окружения, особенно родных пациента. Отношение к пациенту со стороны родственников могут базироваться на следующих принципах:

 

Что делать можно и нужно:

1. Не терять самообладания, быть терпимым и гибким.

Необходимо найти в себе силы и мужество, чтобы понять, что в неправильном поведении виноват не больной человек, а его болезнь, которая определяет его поступки и руководит его действиями. Такой человек нуждается в помощи, а не в критике с Вашей стороны.

2. В случае его отказа от помощи – немного отступить и подумать, почему он поступает так, чего он боится (огласки, «вреда» лечения)

3. Сопереживать, разделять его боль.

4. Уважать достоинство пациента.

 

 

5. Найти общие точки соприкосновения, наладить взаимопонимание, отметить, что возможно иное объяснение проблем, возникших у пациента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что делать нельзя:

1. Спорить и убеждать в неправоте пациента, подшучивать над ним и его ощущениями.

 

2. Удивляться и пугаться.

Ощущения, которые испытывает пациент – это его реальность, пусть и другая, болезненная. Неверие переживаниям, восприятие их как «выдумка», «фантазия» приводит к формированию барьера непонимания. Отстранение, отделение семьи, перенос всей ответственности на самого пациента или на психиатрическую службу приводит к несистематическому лечению и очередной госпитализации.

 

3. Отрицать и преуменьшать проблему.

Нередко родные, вслед за пациентом, начинают отрицать факт наличия болезненных расстройств, считают, что «все пройдет само». Однако, чем дольше пациент остается без медикаментозной помощи, тем труднее добиться улучшения.

 

 

 

4. Шантажировать и угрожать.

(« откажусь от тебя, если не сделаешь по-моему», пугать психиатром или психиатрической больницей как ребенка милиционером)

 

 

 

5. Излишне опекать, освобождать от малейшей нагрузки по дому.

6. Обманывать (лечить тайком, по заочному совету).

Согласимся, что не всегда удается идеально следовать всем этим рекомендациям, но если Вы попытаетесь реализовать хотя бы часть из них, это поможет Вам сохранить добрые отношения с Вашим близким и помочь ему.

Поговорим о депрессии

Депрессия – одна из самых частых болезней на Земле. Относительно легкую депрессию хотя бы раз в жизни переносит каждый пятый житель планеты.

Плохое настроение или депрессия?


Слово «депрессия» знают все. Оно стало общеупотребительным понятием. Сплошь и рядом, придя на работу, люди говорят коллегам: «У меня сегодня депрессия», чаще всего имея ввиду просто плохое настроение.

Но плохое настроение - норма душевного состояния, депрессия же – болезненное расстройство.

Разница имеет принципиальное значение, потому что с плохим настроением можно:

- справиться/ не обращать на него внимание/

-преодолеть его с помощью развлечений и других приятных занятий.

Депрессия же не пройдет от развлечений, и не обращать на нее внимание не удастся. Заболев, человек долгое время, не понимая своего состояния, может ругать себя якобы за лень, безволие, невозможность взять себя в руки. С депрессией нельзя справиться усилием воли, как нельзя вылечиться таким способом от бронхиальной астмы или сахарного диабета. Настоящая депрессия – это болезнь; сниженное настроение при ней возникает или без видимый причин, или тяжесть состояния не соответствует спровоцировавшей его причине.

Основные признаки депрессии:

  • Снижение настроения дольше двух недель

  • Разница в состоянии в течение дня (утром оно тяжелее, вечером легче)

  • Нарушение сна

  • Ухудшение аппетита

  • Невозможность получить удовольствие от чего бы то ни было

  • Снижение работоспособности

  • Ухудшение памяти

  • Утрата обычных интересов

  • Ощущение, что депрессия никогда не пройдет.

Даже наличие 2-3 признаков из этого списка говорит о том, что человеку нужно посоветоваться с врачом.

 

 Тяжёлая или лёгкая депрессия?

Тяжесть депрессии проще всего оценить по тому, насколько сильно она нарушает привычный образ жизни.

Тяжёлая депрессия (2-3 случая на 1000 человек) требует лечения в стационаре.

Если депрессия относительно легкая (20-30 человек на 1000), человеку нет необходимости лечиться в стационаре, он справится с ней в обычных условиях, хотя к врачу обратиться ему все же необходимо.

Биохимия депрессии

В основе биохимических процессов, ответственных за развитие депрессии, лежит нарушение обмена серотонина и норадреналин – веществ, играющих важную роль в передаче сигналов от одной клетки головного мозга к другой.

Причины депрессии

«Пусковых механизмов», провоцирующих депрессию, множество:

  • Психологические факторы (психические травмы, например потеря близкого человека)

  • Неправильная организация жизни

В результате этого человек находится в стрессовой ситуации, что приводит к так называемой реактивной (психогенной) депрессии.

Человек может иметь предрасположенность к депрессии из-за генетических особенностей (эндогенная, «идущая изнутри» депрессия). И тогда депрессия возникает «на ровном месте», без видимых причин.

Так как главный признак депрессии – это плохое настроение, люди стремятся объяснить ее появление какой-нибудь неприятностью.

Случается, что при всем желании не удается найти никаких видимых причин, которые могли бы объяснить возникновение депрессии.

Наследуемая предрасположенность к депрессии – пока только гипотеза, но она имеет достаточные основания.

Известно, что депрессия чаще возникает у тех людей, в семьях которых родственники уже переживали ее. Сообщается даже, что удалось найти ген, ответственный за возникновение депрессии.

Если это подтвердится, то появится надежда, что с депрессией удастся справиться раз и навсегда.

 

Типы депрессии

 

Маскированная депрессия

 

Это особый вид депрессии, где на первый план выходят не сниженное настроение, а различные неприятные ощущения, боли в теле, которые могут появиться где угодно. Человек идет к участковому врачу и говорит об общей слабости, недомогании, разбитости. Настроение при этом также снижено, но это воспринимается как естественная реакция на нездоровье.

Врач начинает лечить пациента от сердечного, сосудистого или желудочно-кишечного заболевания, а результата нет. Некоторые люди даже начинают думать, что страдают редкой или даже единственной в своем роде болезнью.

 

Признаки маскированной депрессии:

  • Диагнозы, которые чаще всего ставятся в таких случаях: вегето-сосудистая дистония; транзиторная гипертония; остеохондроз позвоночника; кардионевроз; невроз желудка; вертебробазилярная недостаточность, мигрень, дисменорея неясного генеза.

Не стоит думать, что эти диагнозы всегда ошибка! Эти болезни действительно существуют. Просто депрессия часто выбирает их в качестве «маски».

  • Отсутствие ясных и полных результатов обследования, соответствующих предполагаемой болезни.

  • Улучшение или ухудшение самочувствия, наступающее независимо от лечения, само по себе, особенно, если они совпадают с определенным временем года.

  • Типичные симптомы депрессии, которые всегда есть, хоть и приписываются естественной реакции на физическую болезнь.

Тоскливая, тревожная, апатическая.

 

Различают тоскливую, тревожную и апатическую депрессию.Первый и второй тип говорят сами за себя. В случае же апатии человек начинает жаловаться, что все ему безразлично, ничто его не интересует ,он ни на что не способен. Именно от этого он испытывает страдания.

 

ДЕПРЕССИЯ ЛЕЧИТСЯ!

В лечении депрессии имеет значение все: лекарства, психотерапия, правильная организация жизни. В каждом из нас есть способность быть счастливым. И только нам решать, дадим ли мы шанс нашей радости воплотиться.

 

Как выбрать врача

К сожалению, в обществе бытует масса предубеждений, из-за которых вам может быть непросто обратиться к психиатру.

Люди часто начинают искать альтернативу (психотерапевт, психолог или – случается и такое! - экстрасенс ).

НО психолог – это не врач, психологическое образование отличается от медицинского. Психолог может оказать вам существенную помощь ,но только после того ,как диагноз уже поставлен (а для этого нужен врач).

Психотерапией же занимаются и врачи, и психологи. Если вы решили обратиться к психотерапевту, то имеет смысл узнать об образовании специалиста. Если он врач, все в порядке.

Найдите в себе силы преодолеть предубеждения и проконсультируйтесь со специалистом. Закон о психиатрической помощи, который действует в России уже больше 15 лет, отменил печально известный «психиатрический учет», и обращение к психиатру сегодня не влечет за собой никаких неприятных социальных последствий. А польза от визита может быть большая.

ПОМОЩЬ ВРАЧА НЕОБХОДИМА: возникнув однажды, депрессия склонна давать рецидивы. Очень важно принять меры, чтобы снизить их риск. Поэтому необходимо обратиться к врачу при депрессии. Если есть основания предполагать, что у вас депрессия, не пытайтесь справиться с ней самостоятельно! Посоветуйтесь с врачом!

 

Антидепрессанты и психотерапия

Антидепрессанты

 

В арсенале врача сегодня множество антидепрессантов (лекарств, которыми лечат депрессию).

«Волшебных» лекарств не существует. Подобрать наилучший препарат в каждом случае – труд не только врача, но и пациента. Если они идут друг другу на встречу, успех обычно достигается быстро.

Психотерапия

Психотерапия – серьезное подспорье лекарственному лечению. Контакт с врачом – уже начало психотерапии; недаром говорят, что после беседы с хорошим доктором становится легче. Многим пациентам помогают психотерапевтические методики.

Они лучше чувствуют себя, если понимают, что с ними происходит, если знают, как себя вести в том или ином случае. На это ориентирована когнитивно-поведенческая терапия. Психотерапия – серьезное подспорье лекарственному лечению, но не следует забывать, что это именно подспорье.

 

Поговорим о деменции


Деменция или слабоумие – заболевание, которое, значительно усложняет жизнь не только самого пациента, но и его близких. Пребывание человека, страдающего деменцией, в семье требует правильного понимания сути заболевания и очень большого терпения.Деменция – это глубокое необратимое расстройство интеллектуальных функций: мышления, памяти, внимания. Деменция сопровождается утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и невозможностью приобрести новые.Многие пожилые люди в повседневной жизни делают ошибки: что – то забывают, путают, теряют и т.п. Это естественно. Но если такие явления нарастают, их начинают замечать окружающие, то, скорее всего, речь идет о развитии старческого слабоумия – прогрессирующего заболевания головного мозга.Обычно первым симптомом заболевания становится нарушение памяти. Пожилой человек не только не запоминает новую информацию, но и забывает уже имеющуюся или только что приобретенную. Он не может вспомнить, что было вчера, или неделю назад, или в прошлом году. Чаще всего такой больной возвращается в своем развитии к раннему детству, может перепрыгивать по времени в своих воспоминаниях. Позже у больных изменяется в повседневной жизни: они не могут выполнять привычные действия по самообслуживанию, теряют приобретенные годами навыки: одевание, соблюдение личной гигиены, перестает ориентироваться в пространстве. В итоге, заболевание приводит к полной зависимости больного от окружающих.

Течение заболевания можно разделить на 3 стадии:

Дерево_голова

 

1 стадия – начальная, легкая деменция.

В этой стадии симптомы бывают несильно заметны или заметны только близким больному людям. Нарушения

проявляются невозможностью концентрироваться, снижением интереса к окружающему. Страдает память на текущие события, характерна смена эмоционального состояния. Но в этой стадии пациент может самостоятельно справляться с повседневными делами, хотя ему приходится пользоваться вспомогательными средствами, такими как памятка.
Дерево_голова2

 

2 стадия - умеренная деменция. 

В этой стадии признаки болезни будут более выражены и соответственно заметны для окружающих. Больные могут заблудиться в привычной для них местности, прогрессируют изменения личности – становятся более раздражительными, агрессивными или наоборот, апатичными. Человек начинает пренебрегать домашним хозяйством, собственным питанием и уходом за собой. Наступает период, когда больной испытывает потребность в помощи родных.

 

Деревья_головы

 

 

3 стадия – тяжелая деменция. 

На этой стадии пациент полностью зависит от опеки окружающих: жилье не воспринимается как собственный домашний очаг, родные воспринимаются чужими людьми, еда и питье без посторонней помощи осуществляются с большими затруднениями. Часто теряется контроль за функцией органов мочеиспускания и дефекации. Больной нуждается в повседневном уходе.

 

 


«Поведение пожилых людей с каждым их прожитым драгоценным годом превращается в поведение детей. Давайте относиться к нашим старикам так же внимательно и ответственно, как к нашим любимым малышам».
Наталья Юнникова, актриса, звезда сериала «Возвращение Мухтара».


 

Почему нужно обратиться к врачу!?

Отец и сын
Во всем мире люди знают о деменции, но в нашей стране опасную болезнь принято считать «старческим маразмом» и бессильно наблюдать, как уходят из жизни родные и близкие. Современная медицина позволяет помочь таким пациентам и сильно затормозить процесс заболевания. Но для этого нужно быть внимательнее к своим пожилым папам и мамам, серьезно относиться к симптомам и непременно обратиться к врачу – неврологу или врачу – психиатру. Хочется еще раз подчеркнуть, что чем раньше начато лечение, тем лучший результат может быть получен. Замедление течения болезни, достигнутое на фоне приема медикаментозных препаратов, означает, что многие функции мозга могут быть сохранены на более длительное время. В результате это даст больному возможность самостоятельно ориентироваться в быту, улучшит качество его жизни, и, несомненно, уменьшит нагрузку на заботящихся о нем родственников.


«Нужно менять наше отношение к бабушкам и дедушкам, мамам и папам. Мы выросли, у нас появились свои дети, свои заботы и дела… И так сложно понять, что тем, кто еще вчера заботился о нас, сегодня нужны наши забота и внимание».

Олег Лопухов, актер Театра им. Евг.Вахтангова, снимался в фильмах « Водитель для Веры», «Есенин», «Диверсант. Конец войны», «Чкалов» и др.


 

Для внуков и внучек

    .............................................

«Порой совершенно непонятно, чего хотят и на что обижаются старики. Если бы мы вовремя знали, что это болезнь, а не вздорность характера, мы были бы снисходительнее».

Юлия Николаева, редактор рубрики « Твое здоровье»,

журнала Cosmopolitan.

Если бабушка или дедушка забывает, как тебя зовут. Или надевает сто старых кофт – одну на другую. Или бабушка ругается как настоящий пират. Все это может означать, что Деменция уже пришла к вашим любимым «ба» и «де» - обоим вместе или пока только к кому–то одному. Если ты вдруг понял, что это про твоих бабушку или дедушку, - сообщи об этом родителям. Они отведут его или ее к доктору и начнут бороться со злой Деменцией.

 

Тест "Есть ли деменция"

Твоя бабушка время от времени начинает ругаться просто так, словно она невоспитанный капитан пиратского корабля?
Твоя бабушка приносит с улицы разные прикольные старые вещи, в которые так здорово играть, и никому не даёт их выбрасывать?
да        нет
Твой дедушка когда-нибудь превращался в одинокого волшебника, который ищет свой дом в своём городе и совершенно не помнит адрес?
да        нет
Твоя бабушка — Яга, поэтому редко расчёсывает волосы и может даже несколько дней не мыться?
да        нет
Твой дедушка настоящий сказочник, поэтому постоянно путается и придумывает для тебя чужие имена?
да        нет
ЕСЛИ ТЫ ОТВЕТИЛ «ДА» ХОТЯ БЫ НА ОДИН ВОПРОС СРОЧНО РАССКАЖИ ОБ ЭТОМ МАМЕ ИЛИ ПАПЕ, ВОЗМОЖНО, НА ТВОИХ БАБУШКУ И ДЕДУШКУ НАПАЛА ДЕМЕНЦИЯ!

 

 

Уход за больным

Презентация

Смотреть еще презентации из раздела Медицина

 

Психологические проблемы ухаживающих

Раздел в разработке


«Медицина, к сожалению, еще не может вылечить деменцию. Поэтому очень важно объяснить доступным и понятным языком, как можно организовать жизнь семей, где есть больной родственник, чтобы всем было немного легче».
Наталья Шпак. Врач-гериатр. Член Французского общества гериатрии и геронтологии и Общества геронтологии запада и центра Франции. Автор ряда печатных работ по геронтопсихиатрии.


 

Поиск

Раздел в разработке

 

Рекомендации по тренировке памяти

Раздел в разработке

 

Информационные материалы по раннему выявлению признаков расстройства аутистического спектра (РАС).

Детский аутизм (F84.0) – заболевание, которое относится к общим расстройствам психологического развитии, при которых отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности.
Аутизм может встречаться в любом возрасте. В зависимости от возраста изменяется и клиническая картина заболевания. Условно различают ранний детский аутизм (до 3 лет), детский аутизм (с 3 лет до 10 – 11 лет) и подростковый аутизм (у детей старше 11 лет).
Основные причины возникновения заболевания
В настоящее время точные причины РАС до конца не известны. Существуют некоторые факторы этиопатогенеза РАС:
1. Генетические причины.
2. Повреждение и нарушение функций головного мозга плода вследствие действия различных экзогенных и средовых факторов на ранних сроках беременности.
3. Гормональные причины: сбои в обмене гормонов (адреналина, норадреналина), нейротрансмиттеров (дофамина, серотонина), эндорфинов, признаки искажения функционирования серотонинергической системы мозга.
Классификация расстройств аутистического спектра
1. Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант (РДА)).
2. Расстройство Аспергера (синонимы: синдром Аспергера, Аутистическая психопатия, аутистическое расстройство личности).
3. Расстройство Ретта (синоним: синдром Ретта).
4. Дезинтегративное расстройство детского возраста (синонимы: синдром Геллера, дезинтегративный психоз).
5. Первазивное расстройство развития неуточненное (сининимы: атипичное первазивное расстройство, атипичная личность).
Основные проявление расстройств аутистического спектра у детей
Выделяют три основных признака, по которым можно определить, что у ребенка имеется аутизм:
1. Нарушение социального взаимодействия.
2. Трудности при общении с другими людьми.
3. Особенности поведения.
1. Взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Социальные нарушения у детей с аутизмом могут проявляться с первых месяцев жизни.
Признаками, по которым можно определить наличие данного заболевания у ребенка с рождения до 3 лет, являются:
- отсутствие желания идти на контакт с матерью и другими близкими людьми;
- сильная (примитивная) привязанность к кому-нибудь из членов семьи (ребенок не проявляет обожание, но при разлуке у него может начаться истерика, подняться температура);
- нежелание находиться на руках у матери;
- отсутствие предвосхищающей позы при приближении матери;
- выражение дискомфорта при попытке установить с ребенком зрительный контакт;
- отсутствие интереса к происходящим вокруг событиям;
- демонстрация сопротивления при попытке приласкать ребенка.
- Стремление к уединению.
Признаки, которые указывают на аутизм у детей в возрасте с 3 до 15 лет, относятся:
- неспособность завязывать дружеские отношения;
- демонстрация отстраненности от окружающих (которая иногда может сменяться возникновением сильной привязанности к одному человеку или узкому кругу лиц);
- отсутствие желания идти на контакт по собственной инициативе;
- затрудненное понимание эмоций, поступков других людей;
- сложные отношения со сверстниками (травля со стороны других детей, использование по отношению к ребенку обидных кличек);
- неумение принимать участие в командных играх.
2. Навыки вербальной и невербальной коммуникации при аутизме.
Дети с данным заболеванием начинают разговаривать значительно позже своих сверстников. Впоследствии речь таких больных отличается уменьшенным количеством согласных букв, изобилует механическим повторением одних и тех же фраз, которые не имеют отношения к разговору.
Отклонениями речевого и неречевого общения у детей в возрасте от 1 месяца до 3 лет с данными заболеванием являются:
- отсутствие попыток взаимодействия с окружающим миром при помощи жестов и мимики;
- отсутствие лепета в возрасте до года;
- неиспользование в разговоре до полутора лет единичных слов;
- неумение строить полноценные осмысленные предложения в возрасте до 2 лет;
- отсутствие указательного жеста;
- слабая жестикуляция;
- неумение выразить без слов свои желания.
Коммуникативными нарушениями, которые могут указывать на аутизм у ребенка, чей возраст превышает 3 года, являются:
- патологии речи (неуместное использование метафор, перестановка местоимений);
- использование в разговоре визга, крика;
- применение слов и фраз, не подходящих по смыслу;
- странная мимика или полное ее отсутствие;
- отсутствующий, устремленный в «никуда» взгляд;
- слабое понимание метафор и речевых выражений, сказанных в переносном смысле;
- придумывание собственных слов;
- необычные жесты, которые не имеют очевидного значения.
3. Поведенческие особенности ребенка с аутизмом.
Отклонениями в поведении ребенка в возрасте до 3 лет, которые свидетельствуют о расстройстве, являются:
- концентрация при игре не на игрушке, а на отдельных ее деталях;
- трудности с определением предназначения предметов;
- плохая координация движений;
- повышенная чувствительность к звуковым раздражителям (сильный плач из-за звука работающего телевизора);
- отсутствие реакции на обращение по имени, просьбы родителей (иногда создается впечатление, что ребенок имеет проблемы со слухом);
- изучение предметов необычным образом – использование не по предназначению органов чувств (ребенок может нюхать или пробовать на вкус игрушки);
- использование необычного угла обзора (ребенок близко к глазам подносит предметы или смотрит на них склонив на бок голову);
- стереотипные движения (махи руками, покачивание телом, вращение головой);
- нестандартное (недостаточное или избыточное) реагирование на стресс, боль;
- проблемы со сном.
Дети с аутизмом в более старшем возрасте сохраняют свойственную этому заболеванию симптоматику, а также по мере развития и взросления проявляют другие признаки. Одной из особенностей страдающих аутизмом детей является необходимость в определенной системе. К примеру, ребенок может настаивать на прогулке по составленному им маршруту и не менять его на протяжении нескольких лет. При попытках внести изменения в установленные им правила аутист может активно выражать недовольство и проявлять агрессию.
Отклонениями в поведении ребенка, чей возраст варьирует в диапазоне от 3 до 15 лет, являются:
- сопротивление переменам, склонность к однообразию;
- неспособность переключаться с одного вида деятельности на другой;
- агрессия по отношению к самому себе (по данным одного исследования, порядка 30 процентов детей с аутизмом кусают себя, щипают и причиняют другие виды болевых ощущений);
- плохая концентрация внимания;
- повышенная избирательность в выборе блюд (что в двух третях случаев вызывает проблемы с пищеварением);
- узко обособленные навыки (запоминание не имеющих значения фактов, увлечение темами и занятиями, которые несвойственны возрасту);
- слабо развитое воображение.
Рекомендации для родителей при выявлении признаков расстройств аутистического спектра
При первых же подозрениях на элементы аутизма у ребенка для верификации диагноза, назначения адекватного лечения и психолого-педагогического сопровождения, необходимо посетить следующих специалистов:
- детского психиатра;
- детского невролога;
- медицинского психолога (нейропсихолога);
- психолога;
- логопеда.
При несвоевременном выявлении, отсутствие или недостаточности проведения лечебно-реабилитационных мероприятий данное расстройство инвалидизирует ребенка, приводя к ограничениям в следующих категориях жизнедеятельности:
- общение,
- обучение,
- самообслуживание,
- ориентация,
- контроль за своим поведением.
Данный материал представлен в виде брошюры (Приложение 2).

Информационные материалы по выявлению признаков детской шизофрении

Шизофрения (F 20.0) – психическое расстройство неясной природы, характеризующееся развитием психотических (бредовых, галлюцинаторных, кататонических, особых нарушений сознания и др.) или неврозоподобных и психопатоподобных (обсессивных, фобических, конверсионных, деперсонализационных) расстройств и в различной степени выраженных изменений личности (эмоциональное оскудение, редукция энергетического потенциала), стойких нарушений мышления и социальной дезадаптацией
Возможные факторы риска начала шизофрении у детей
- Генетическая предрасположенность.
- Поздняя беременность.
- Стрессовые условия жизни (физическое или эмоциональное насилие, трудный развод, родительские скандалы или другие чрезвычайно стрессовые ситуации).
- Вирусные заболевания еще в утробе матери.
- Мать с тяжелой формой недоедания во время беременности.
- Прием психотропных препаратов, таких как ЛСД, псилоцибин (народное название - волшебные грибы), или МДМА (экстази) во время детского или подросткового возраста.
Классификация шизофрении у детей
1) Злокачественная шизофрения у детей обычно начинается до 7 лет. Ее отличительные черты – преобладание негативных симптомов над продуктивными, при этом дефект в виде остановки и даже регресса психического развития и поведения возникает очень быстро, в течение 1-2 лет. Такие дети перестают нормально говорить, их речь утрачивает функцию общения, они издают нечленораздельные звуки. Даже если до этого малыш нормально ходил, он вновь начинает ползать на четвереньках. Поведение таких детей очень сходно с поведением животных.
2) Параноидная шизофрения у детей развивается очень редко. Если она возникает до 10-12 лет, то проявляется страхами, бредоподобными фантазиями, отрывочными идеями преследования, отравления. Отношение таких детей к родителям внезапно становится враждебно-злобным. Симптомы параноидной шизофрении у подростков следующие — бред физических недостатков с появлением на этой почве анорексии, также может быть философическая интоксикация.
3) Вялотекущая шизофрения. Иногда первыми признаками шизофрении болезни может быть сверхбыстрое развитие отдельных психических функций по сравнению с ровесниками – музыкальных способностей, абстрактного мышления. Таких детей поначалу даже относят к числу вундеркиндов. А вот со временем их развитие тормозится. Продуктивные симптомы могут выражаться и в заумных интересах, страхах, фантазиях. У подростков вялотекущая шизофрения проявляется психопатоподобным поведением, бредом физических недостатков. Постепенно присоединяются негативные расстройства, подростки становятся малоэмоциональными, интересы к различным сферам ослабевают.
4) Приступообразно-прогредиентная. В детском возрасте приступы стертые: с невыраженными эмоциональными проявлениями, бредом, страхами. У подростков приступы более развернутые — с бредовой симптоматикой, с кататоническими проявлениями. Исходом данной формы является формирование олигофреноподобного типа дефекта.
5) Рекуррентная шизофрения у детей возникает редко. Проявляется она немотивированными страхами, повышением температуры тела, нарушениями пищеварения, вегетативными кризами с головной болью.
Основные симптомы детской шизофрении
Все симптомы шизофрении можно разделить на продуктивные и негативные.
- Продуктивные симптомы – те патологические процессы, явления, которые появляются по мере развития заболевания (сверхценные и бредовые идеи, галлюцинации, патологическое фантазирование).
- Негативные симптомы – психические качества, которые человек теряет по мере развития болезни (уменьшается выраженность эмоций, снижается интерес практически ко всему).
Негативные симптомы детской и подростковой шизофрении – снижении активности, эмоциональное обеднение в сочетании с погруженностью в свой собственный мир. Постепенно заболевание накладывает неизгладимый отпечаток на все психические процессы, формируется шизофренический дефект.
Продуктивные расстройства у детей — различные страхи, двигательная расторможенность, патологическое фантазирование. У подростков шизофрения проявляется бредовыми идеями физических недостатков, анорексией, философической интоксикацией (чрезмерный интерес к абстрактным проблемам, примитивные размышления на эту тему). Бредовые идеи физических недостатков – это когда свои собственные внешние черты (разрез глаз, форма носа, губ и т. д.) кажутся человеку невероятно уродливыми, хотя на самом деле такими не являются. Также к продуктивным симптомам шизофрении у подростков относят психопатоподобные расстройства в виде жестокости, грубости, сексуальной расторможенности, склонности к употреблению алкоголя, наркотиков.
Рекомендации для родителей при выявлении признаков детской шизофрении
При первых же подозрениях на наличие психического расстройства у ребенка необходимо обратиться к детскому психиатру для обследования, верификации диагноза и назначения им адекватного лечения.
При несвоевременном выявлении, отсутствии или недостаточном проведении лечебно-реабилитационных мероприятий данное заболевание инвалидизирует ребенка, приводя к ограничениям в следующих категориях жизнедеятельности:
- общение,
- обучение,
- самообслуживание,
- ориентация,
- контроль за своим поведением.
Данный материал представлен в виде брошюры (Приложение 3).

Информационные материалы по выявлению признаков эпилепсии у детей

Эпилепсия (G40) - тяжёлое хроническое заболевание, которое возникает чаще всего в детском возрасте, характеризуется специфическими припадками, называемыми эпилептическими.
Причины эпилепсии
- наследственная предрасположенность,
- структурный дефект головного мозга (кисты, опухоли, кровоизлияния, травмы),
- аномалии развития головного мозга,
- гипоксия плода,
- тяжелая конъюгационная желтуха новорожденных,
- вирусные и паразитарные заболевания мозговых оболочек,
- болезнь Дауна,
- ЧМТ.
Также болезнь может возникать спонтанно, когда причины заболевания выявить не удается.
Классификация

Формы по локализации:
1. Фокальные (парциальные, роландические приступы, идиопатическая затылочная эпилепсия, синдром Панайотопулоса).
2. Генерализованные (идиопатические неонатальные судороги, миоклоническая эпилепсия раннего детского возраста, ювенильная абсанс-эпилепсия) - распространяющиеся на весь мозг и на все тело.
3. Имеющие сходство с генерализованными и фокальными.

Формы по этиологии:
1. Идиопатические - генетически детермирированные, обычно генерализованные, дебют в детском и подростковом возрасте, часто носит наследственную природу.
2. Симптоматические (с известной этиологией и верифицированными структурными изменениями в мозге), чаще являются фокальными.
3. Криптогенные – не удается установить причину.
Основные симптомы эпилепсии
Симптомы эпилепсии зависят от формы болезни.
Основные симптомы и признаки судорожных эпилептических припадков у детей следующие:
- конвульсии – ритмичные сокращения мышц всего тела;
- потеря сознания;
- временная остановка дыхания, непроизвольная потеря мочи и кала;
- сильное напряжение мышц всего тела (сгибание рук в локтях, сильное выпрямление ног);
- беспорядочные движения в одной из частей тела ребенка: подергивание рук или ног, сведение или сморщивание губ, запрокидывание глаз назад и форсированный поворот головы в одну сторону.
Кроме типичных (судорожных) форм эпилепсии есть некоторые другие формы эпилепсии симптомы, которых имеют некоторые особенности и не всегда могут быть распознаны родителями:

1) Абсансная эпилепсия у детей.
Основные признаки:
внезапное прерывание деятельности ребенка (он замирает на полуслове или, не завершив начатое движение);
пристальный или отсутствующий взгляд, сконцентрированный на одной точке;
невозможность привлечь внимание ребенка;
после прекращения приступа ребенок продолжает начатое действие и ничего не помнит о случившемся приступе.
2) Атонические приступы у детей.
Атонические припадки характеризуются резкой потерей сознания и сильным расслаблением всех мышц ребенка. Дети с такими приступами могут внезапно падать, ударяться и при этом кажутся чрезвычайно вялыми и слабыми. Очень часто атонические приступы бывают совершенно неотличимы от обмороков, поэтому всех детей перенесших несколько эпизодов обморока следует показать врачу.
3) Детский спазм.
К основным симптомам относятся: приведение рук к груди, наклон головы или всего туловища вперед и выпрямление ног. Часто приступы детского спазма случаются утром, сразу после пробуждения ребенка.
Приступы детского спазма могут длиться всего несколько секунд и захватывать только небольшую часть мышц шеи (при этом ребенок будет периодически бессознательно кивать головой). Чаще всего детским спазмом болеют дети в возрасте от 2 до 3 лет. К 5-ти летнему возрасту детский спазм может бесследно исчезнуть или превратиться в другую форму эпилепсии.
Рекомендации для родителей при выявлении признаков эпилепсии

При первых же подозрениях на эпилепсию у ребенка для обследования, верификации диагноза и назначения адекватного лечения, необходимо посетить следующих специалистов:

- детского невролога,
- эпилептолога,
- психиатра,
- медицинского психолога,
- логопеда (в случае нарушений речи).

При несвоевременном выявлении, отсутсвии или недостаточности проведения лечебно-реабилитационных мероприятий данное расстройство приводит к снижению интеллекта и инвалидности ребенка, ограничивая его в следующих категориях жизнедеятельности:
- обучение,
- самообслуживание,
- контроля за своим поведением.
Данный материал представлен в виде брошюры (Приложение 4).

Информационные материалы по раннему выявлению органических поражений головного мозга у детей

Органические поражения головного мозга (G93) - представляет собой группу разнообразных нервно-психических расстройств, развивающихся вследствие воздействия на мозг различных патологических факторов на разных этапах онтогенетического развития.

Причины возникновения:
- Пери- и интранатальная патология (повреждения мозга во время беременности и родов);
- Черепно-мозговые травмы (открытые и закрытые);
- Инфекционные заболевания (менингиты, энцефалиты, арахноидиты, абсцесс);
- Интоксикация (злоупотребление алкоголя, наркотиков, табакокурение);
- Сосудистые заболевания головного мозга (ишемические и геморрагические инсульты, энцефалопатия) и новообразования (опухоли);
- Демиелиниирующие заболевания;

Общие характерные признаки у детей:
В первые месяцы жизни ребенка органическое поражение ЦНС проявляется в виде неврологических знаков, которые обнаруживаются детским неврологом и внешним признакам:
дрожания ручек, подбородка,
гипертонус мышц,
-раннее держание головки, откидывание ее назад,
беспокойство, плаксивость, неоправданный крик,
-прерывистый ночной сон,
задержка становления моторных функций и речи.

До 5 лет у детей отмечается ряд отклонений:
задержка речевого развития;
низкий уровень выполнения речевых заданий по сравнению с невербальными;
слабая выраженность интеллектуальных интересов;
затруднения при запоминании стихов, песен;
проявляются синдромы врожденной детской нервности;
поверхностный сон (может быть с извращением чередования сна и бодрствования);
пониженный аппетит;
повышенная чувствительность к внешним воздействиям;
эмоциональная возбудимость, впечатлительность;
неустойчивость настроения;
общая двигательная расторможенность, суетливость.

С пятилетнего возраста у детей с психоорганическим синдромом отмечается доминирование двигательных и эмоциональных расстройств:
необоснованное пребывание в состоянии аффекта;
импульсивность реакций на окружение;
моторная расторможенность;
потребность в ощущении дистанции с близкими людьми;
назойливое поведение;
слабость внимания; заторможенное развитие моторики.

У детей школьного возраста выделяют:

1. Психоорганический синдром с нарушением школьных навыков (чтения, письма, счета). На основе стертых речевых расстройств происходят нарушения фонематического слуха, синтеза пространственных представлений, расстройство сложных форм конструктивной деятельности и мышления.
2. Психоорганический синдром с эмоционально-волевыми расстройствами личности:
эмоционально-волевая неустойчивость;
аффективная возбудимость с агрессией;
расторможенность примитивных влечений.
3. Апатическая форма психоорганического синдрома.
Эмоциональная вялость, монотонность, слабость побуждений, практическая беспомощность.
4. Эйфорическая форма психоорганического синдрома.
На первый план выступает эйфорический фон настроения, импульсивность поведения.
Рекомендации для родителей при выявлении признаков органического поражения ЦНС
При отягощённом акушерском анамнезе и наличии внешних признаков психоорганического синдрома у ребенка, следует обратиться как можно раньше к следующим специалистам:
- педиатру;
- детскому неврологу;
- медицинскому психологу (нейропсихологу);
- педагогу-психологу;
- дефектологу.
Раннее начало лечебного процесса и адекватное психолого-педагогического сопровождение ребенка с органическим поражением ЦНС поможет у него предотвратить инвалидизацию и уменьшит проявления социальной дизадаптации.
Данный материал представлен в виде брошюры (Приложение 5).

Информационные материалы по раннему выявлению признаков умственной отсталости

Умственная отсталость (F70-F79) – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Синонимы: «общее психическое недоразвитие», «психическое недоразвитие», «олигофрения».
Основные причины возникновения заболевания:
генетические причины умственной отсталости;
внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы;
значительная недоношенность;
нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы;
педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей;
умственная отсталость неясной этиологии.

Классификация умственной отсталости
1. Лёгкая УО – дебильность (IQ 50—69).
2. Умеренная УО - имбецильность (IQ 35—49).
3. Тяжёлая УО - имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность (IQ 20—34).
4. ГлубокаяУО - идиотия (IQ < 20).

Основные признаки психического недоразвития
- Интеллектуальный дефект у этих детей, проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению;
- Расстройства внимания характеризуются недостаточной произвольностью и целенаправленостью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения;
- Расстройства памяти характеризуются слабостью смысловой и особенно ассоциативной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом.
- Нарушения речи: может отмечаться общее недоразвитие речи, проявляющееся скудностью активного словаря, упрощенным построением фраз, аграмматизмами, нередко косноязычием;
- Недоразвитие моторики проявляется недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью выработки двигательной формулы действия. Нередко отмечается недостаточность мышечной силы.
- Нарушения со стороны эмоционально-волевой и поведенческой сфер: слабость познавательной активности и волевой регуляции поведения, прежде всего на ограниченности высших эмоций — эстетических, нравственных, интеллектуальных, сочетающихся с отсутствием устойчивой мотивации поведения, с её большой зависимостью от внешних, случайных влияний среды и неспособностью самостоятельно подавлять инстинктивно возникающие низшие потребности и влечения.
Рекомендации для родителей при выявлении признаков умственной отсталости
При подозрениях на данное заболевание у ребенка для обследования, верификации диагноза, назначения адекватного лечения и психолого-педагогического сопровождения необходимо посетить следующих специалистов:

- детского невролога,
- детского психиатра,
- медицинского психолога,
- педагога-психолога,
- логопеда (в случае нарушений речи).

Перед систематическим школьным обучением детям с интеллектуальным дефектом рекомендовано пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для определения нуждаемости в специальных условиях обучения (программы обучения и воспитания, формы обучения, нуждаемости в специальных учебниках, учебных пособиях и дидактических материалах, технических средствах обучения, коррекционных занятиях, услугах ассистента).
Данный материал представлен в виде брошюры (Приложение 7).